Компенсация морального вреда потребителям

Компенсация морального вреда потребителям

Зачастую нарушение прав потребителя не ограничивается только материальным ущербом и финансовыми потерями. Некачественная услуга или товар могут навредить самочувствию и душевному спокойствию человека, а иногда и поставить под удар его личную жизнь и репутацию.

Положена ли компенсация морального вреда потребителям, и как добиться справедливости в таких случаях?

Моральный ущерб: основания для компенсации

Очевидно, что оказавшись в положении потерпевшего, человек испытывает сильные переживания, такие как стыд, обида, испуг, унижение. Тот, кто совершает неправомерные действия (или наоборот, бездействует), таким образом наносит моральный ущерб и должен понести ответственность в соответствии с буквой закона.

Моральным вредом считаются нравственные или физические страдания, которые возникают у человека при посягательствах на его имущественные или неимущественные права, а также на нематериальные блага, например, жизнь и здоровье, честь и достоинство, репутацию, личную жизнь.

При этом важно подчеркнуть, что речь идет не просто о негативных эмоциях. Под страданиями понимаются постоянные или длительные волнения, ставшие причиной психического расстройства, увечья, заболевания, в также нравственные мучения, наступившие вследствие испорченной репутации или потери каких-либо прав.

Потерпевшей стороной может оказаться:

  • покупатель продукции любого вида;
  • заказчик услуг или работ;
  • вторичный покупатель;
  • любой человек, который пострадал от недостатков товара или результата выполнения услуги, независимо, приобретал он их или нет.

Компенсация морального вреда потребителям может быть выплачена, если их душевные или физические страдания были причинены вследствие одного из нарушений:

  • товар оказался небезопасным для здоровья либо имущества пользователей;
  • были не выдержаны сроки выполнения работы или оказания услуги;
  • имел место безосновательный отказ от заключения договора;
  • продавец не представил полную информацию о товаре или услуге, что послужило причиной его поломки.

Следует отличать компенсацию за некачественный товар, например, возврат его стоимости или замену на новый, от возмещения морального вреда. Одно не исключает другого, и потребитель имеет право требовать обе выплаты.

Как взыскать моральную компенсацию

Можно попытаться уладить вопрос с продавцом или тем, кто оказывал услугу. Для этого нужно предъявить нарушителю письменную претензию. Иногда компании, опасаясь за свою репутацию, удовлетворяют требования потребителя, не доводя дело до суда. Но чаще всего компенсация морального вреда потребителям взыскивается с нарушителя через суд.

Требования о моральной компенсации выдвигается в основном иске по возмещению убытков. Если же все другие претензии заказчика или покупателя были урегулированы до суда, то можно обращаться в суд только по вопросу компенсации морального ущерба.

Нужно помнить, что возмещается только тот вред, который причинен по вине продавца или поставщика услуг, то есть вина должна быть доказана. Потерпевшему также следует документально подтвердить последствия нарушения своих прав, в которых виноват нарушитель, например, представить суду справки из больницы или трудовую книжку с записью об увольнении.

Суммы выплат

В ходе судебных разбирательств суд устанавливает сумму компенсационной выплаты с учетом следующих факторов:

  • тяжести психологических или физических страданий потерпевшего и их характера;
  • социальной важности нарушенного права для потерпевшего;
  • продолжительности срока, на протяжении которого потерпевший испытывал дискомфорт;
  • степени вины организации;
  • действий причинителя вреда до суда (насколько он действовал в рамках закона в ходе рассмотрения претензии потребителя);
  • материального положения причинителя (сумма компенсации не должна создавать угрозы банкротства);
  • соображений разумности.

Рассчитывать на крупные суммы не стоит. Во-первых, сумма компенсации не зависит от стоимости услуг или товаров. Во-вторых, по сложившейся судебной практики суды обычно оценивают моральный вред в диапазоне от 1000 до 20000 рублей, если, конечно, речь не идет о серьезном вреде, причиненном здоровью или жизни.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд оценок 3 (5,00 из 5)
Загрузка...
Комментарии

Похожие статьи
Как поставить автомобиль на учет в ГИБДД
Как поставить автомобиль на учет в ГИБДД

Обязанность поставить автомобиль на учет в ГИБДД возникает у каждого, кто приобрел новое транспортное средство.

По подержанному автомобилю такая процедура не обязательна, так как изначально…

0
5 мая 2017
Налоговый вычет за лечение граждан России
Налоговый вычет за лечение граждан России

Согласно ст. 209 Налогового Кодекса РФ, россияне, работающие с официальным трудоустройством и своевременно производящие выплаты в ИФНС, при лечении или оплате медикаментов для себя…

0
25 июля 2017
Порядок увольнения работника
Порядок увольнения работника

Возникают обстоятельства, которые требуют от руководителя принятия серьезных решений, судьбоносных для карьеры некоторых подчиненных. Особенно, если эти подчиненные работают на грани риска, другими словами,…

0
12 апреля 2017
Со скольки можно сдавать на права
Со скольки можно сдавать на права

Многие подростки и молодые люди рано начинают обучаться водить автомобиль. Бываю случаи, когда страстные автолюбители самостоятельно приучают сына или дочку к рулю. Тогда возникает…

5
0
27 апреля 2017
Как продать квартиру после вступления в наследство
Как продать квартиру после вступления в наследство

Завещанное имущество имеет определенные особенности. Наследник признается сразу после смерти завещателя в части различных платежей по объекту (коммунальных, кредитных). А вот продать квартиру после…

4
0
20 марта 2017
Расторжение трудового договора
Расторжение трудового договора

Данное определение подразумевает под собой полное прекращение всяческих трудовых отношений и освобождение сотрудника от должности, которую он ранее занимал на предприятии. Расторжение договора может…

7
0
25 июля 2017