Компенсация морального вреда потребителям

Компенсация морального вреда потребителям

Зачастую нарушение прав потребителя не ограничивается только материальным ущербом и финансовыми потерями. Некачественная услуга или товар могут навредить самочувствию и душевному спокойствию человека, а иногда и поставить под удар его личную жизнь и репутацию.

Положена ли компенсация морального вреда потребителям, и как добиться справедливости в таких случаях?

Моральный ущерб: основания для компенсации

Очевидно, что оказавшись в положении потерпевшего, человек испытывает сильные переживания, такие как стыд, обида, испуг, унижение. Тот, кто совершает неправомерные действия (или наоборот, бездействует), таким образом наносит моральный ущерб и должен понести ответственность в соответствии с буквой закона.

Моральным вредом считаются нравственные или физические страдания, которые возникают у человека при посягательствах на его имущественные или неимущественные права, а также на нематериальные блага, например, жизнь и здоровье, честь и достоинство, репутацию, личную жизнь.

При этом важно подчеркнуть, что речь идет не просто о негативных эмоциях. Под страданиями понимаются постоянные или длительные волнения, ставшие причиной психического расстройства, увечья, заболевания, в также нравственные мучения, наступившие вследствие испорченной репутации или потери каких-либо прав.

Потерпевшей стороной может оказаться:

  • покупатель продукции любого вида;
  • заказчик услуг или работ;
  • вторичный покупатель;
  • любой человек, который пострадал от недостатков товара или результата выполнения услуги, независимо, приобретал он их или нет.

Компенсация морального вреда потребителям может быть выплачена, если их душевные или физические страдания были причинены вследствие одного из нарушений:

  • товар оказался небезопасным для здоровья либо имущества пользователей;
  • были не выдержаны сроки выполнения работы или оказания услуги;
  • имел место безосновательный отказ от заключения договора;
  • продавец не представил полную информацию о товаре или услуге, что послужило причиной его поломки.

Следует отличать компенсацию за некачественный товар, например, возврат его стоимости или замену на новый, от возмещения морального вреда. Одно не исключает другого, и потребитель имеет право требовать обе выплаты.

Как взыскать моральную компенсацию

Можно попытаться уладить вопрос с продавцом или тем, кто оказывал услугу. Для этого нужно предъявить нарушителю письменную претензию. Иногда компании, опасаясь за свою репутацию, удовлетворяют требования потребителя, не доводя дело до суда. Но чаще всего компенсация морального вреда потребителям взыскивается с нарушителя через суд.

Требования о моральной компенсации выдвигается в основном иске по возмещению убытков. Если же все другие претензии заказчика или покупателя были урегулированы до суда, то можно обращаться в суд только по вопросу компенсации морального ущерба.

Нужно помнить, что возмещается только тот вред, который причинен по вине продавца или поставщика услуг, то есть вина должна быть доказана. Потерпевшему также следует документально подтвердить последствия нарушения своих прав, в которых виноват нарушитель, например, представить суду справки из больницы или трудовую книжку с записью об увольнении.

Суммы выплат

В ходе судебных разбирательств суд устанавливает сумму компенсационной выплаты с учетом следующих факторов:

  • тяжести психологических или физических страданий потерпевшего и их характера;
  • социальной важности нарушенного права для потерпевшего;
  • продолжительности срока, на протяжении которого потерпевший испытывал дискомфорт;
  • степени вины организации;
  • действий причинителя вреда до суда (насколько он действовал в рамках закона в ходе рассмотрения претензии потребителя);
  • материального положения причинителя (сумма компенсации не должна создавать угрозы банкротства);
  • соображений разумности.

Рассчитывать на крупные суммы не стоит. Во-первых, сумма компенсации не зависит от стоимости услуг или товаров. Во-вторых, по сложившейся судебной практики суды обычно оценивают моральный вред в диапазоне от 1000 до 20000 рублей, если, конечно, речь не идет о серьезном вреде, причиненном здоровью или жизни.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Комментарии

Похожие статьи
Замена полиса ОМС при смене фамилии
Замена полиса ОМС при смене фамилии

Замена полиса ОМС при смене фамилии – необходимый процесс. Без его проведения гражданин потеряет право на бесплатную помощь государственных лечебных учреждений.

Участники процедуры

Смена фамилии гражданина…

0
2 апреля 2018
Льготы по транспортному налогу пенсионерам
Льготы по транспортному налогу пенсионерам

Все граждане, имеющие в собственности транспортное средство, обязаны уплачивать специальный налог. Лиц пенсионного возраста эта норма также касается, однако закон все же предусматривает определенные…

1
28 марта 2017
Как получить социальное жилье
Как получить социальное жилье

Малоимущие категории населения и люди, проживающие в непригодных помещениях по причине их ветхости, имеют право на некоторую помощь от государства. Они могут претендовать на…

1
29 марта 2017
Что делать если угнали автомобиль
Что делать если угнали автомобиль

Какие действия предпринять, если угнали автомобиль? Это первый вопрос, возникающий у охваченного паникой владельца, при обнаружении пустого места. Единственно верным решением является сообщение о…

7
0
7 апреля 2017
Как поставить автомобиль на учет в ГИБДД
Как поставить автомобиль на учет в ГИБДД

Обязанность поставить автомобиль на учет в ГИБДД возникает у каждого, кто приобрел новое транспортное средство.

По подержанному автомобилю такая процедура не обязательна, так как изначально…

0
5 мая 2017
Алкотестер ГИБДД
Алкотестер ГИБДД

Алкотестер ГИБДД — необходимый атрибут инспектора для определения уровня трезвости водителя остановленного автомобиля. Современные модели оснащены электрохимическим датчиком, благодаря чему прибор отражает действительные результаты…

0
26 января 2018